АКСЕНОВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ (1896-2018 гг.) - Более 120 лет стабильности, качество проверенное временем! Будущие управленцы, технологи и ученые – ЖДЕМ ВАС!!! Образование, полученное в АКСЕНОВСКОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ - надежный фундамент вашего успешного будущего!
Яндекс.Метрика
Новости ААПК
Старейшему колледжу Башкортостана исполнилось 122 года


Аксеновский агропромышленный колледж - один из старейших учебных заведений не только Республики Башкортостан, но и всей России

Как становилась и развивалась система профессионального образования в России с 1700 гг?

Систематическое профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ.
Появление профессионального образования в современном его понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне Петр I предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путем создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. Заслугой Петра I является создание сети светских и духовных школ, как в столице, так и в провинции. Петровское понимание назначения государственной службы было изложено в Табели о рангах: «Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, также служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем, для знатной их породы или их отцов знатных чинов, в публичной ассамблеи, где двор находится, свободный доступ перед другими нижнего чина, и охотно желаем видеть, чтоб они от других всяких случаях по достоинству отличались; однако мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат». Однако в отличие от разночинцев не многие дворяне поступали в учебные заведения добровольно.

В процессе проведения реформ в России в 60-80-х годах XIX столетия было сформировано Уфимское губернское земство, которое создало в 1894 году поземельный банк развития, и начало создавать учебные заведения.

Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в России до революции. На протяжении XIX века происходит преобразование государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное для «воспитания юношества и распространения наук» и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией художеств, типографией и цензурой.

В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. В управлении образованием наблюдались две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.

После революции в России среднее профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР.

В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В этот период были разработаны стабильные учебные планы. 

За годы советской власти в нашей стране сложилась и функционировала определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систему входили: профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты и университеты.

Начиная с 1989 года в стране организуется экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации в высших профессиональных училищах (ВПУ), которые отличает широта профиля подготовки, формирование знаний и умений по современным информационным технологиям, по коммерческим дисциплинам и т. д. Этот эксперимент привел к изменению классической структуры профессионального образования и возникновению различных типов образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, университеты, академии, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др., которые расширили профиль и уровень подготовки профессиональных кадров, а также стали предлагать другие образовательные услуги, не свойственные им ранее.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политике государства. Новая система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни.

Основание и открытие Аксеновского агропромышленного колледжа 

История колледжа начинается с 12 мая 1894 года, когда на средства Уфимского земства была основана одна из первых в губернии Аксеновская земская низшая сельскохозяйственная школа. Открытие школы произошло 27 октября 1896 года в соответствии с разрешением Министра земледелия и государственного имущества как Белебеевская низшая сельскохозяйственная школа.

В 1892 году профессор Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства Николай Михайлович Сибирцев, автор вузовского учебника «Почвоведение», принимал участие в Нижегородской экспедиции под руководством В. В. Докучаева и был приглашен Уфимским земством составить почвенную карту губернии. Узнав о намерениях местных землевладельческих чиновников учредить сельскохозяйственную школу, Николай Михайлович посоветовал место расположения учебного заведения. «Там, где горячий воздух оренбургских степей смешивается с лесным и горным воздухом Уфимской губернии – основать сельхозшколу».

Место для Аксеновской земской низшей сельскохозяйственной школы было выбрано поистине сказочное. Для ведения теоретических занятий был возведен двухэтажный корпус. Для преподавателей школы построены добротные деревянные особняки со всеми удобствами. Для практики учащихся школы было выделено около 500 десятин земли, из них пахотной земли 50 десятин. При школе были животноводческие помещения, механическая и плотническая мастерские, кузница, пасека, помещения для переработки молока. Двухэтажный корпус был рассчитан на 60 учащихся. Шесть учебных кабинетов размещались на втором этаже, первый этаж служил для спальных комнат учащихся школы. Здесь же располагался небольшой актовый зал, в котором, по рассказам современников, читали лекции вместе с управляющим школы профессор Н. М. Сибирцев, лечившийся в это время неподалеку, в Андреевской санатории. На территории школы была столовая, фельдшерский пункт и больница-стационар на четыре койки. В школу принимались грамотные мальчики разных национальностей и всех сословий, владеющих русским языком. Обучения было бесплатным за счет земства. Срок обучения составлял шесть лет: два года в подготовительных классах, четыре – в основных. После окончания школы слушателям выдавался аттестат, который давал право работать в качестве агронома на всей территории России.
 
Первым управляющим был И.М. Вихров, руководивший школой примерно до 1902 года. Первыми преподавателями были Г.Л. Фиалковский и А.К. Сухацкий. Главным секретарем был К. Казанский, попечителем школы – Жуковский.
В конце XIX в. в России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам. К 1914-1915 учебному году в России имелось 17 сельскохозяйственных училищ, одним из которых было Аксеновское сельскохозяйственное училище.

Рисунок. Аттестат выпускника колледжа 1912 года
 

В 1912 году сельскохозяйственная школа преобразована в Аксеновское сельскохозяйственное училище, которое в 1919 году реорганизовано в Аксеновский средний сельскохозяйственный техникум низшего типа, 28 января 1934 года приказом Сибмолживсоюзпрома учреждение переименовано в Аксеновский сельскохозяйственный техникум.
В техникум принималась молодежь с соответствующим образованием. Техникум сначала готовил техников по сельскому хозяйству средней квалификации.

 Советский период

С 1920 по 1929 год техникум выпустил 225 техников по сельскому хозяйству. Особенно большую роль играли учащиеся первого набора. В этот период была создана ячейка РКСМ, охватывающая всех учащихся. Первым секретарем ячейки РКСМ была Полякова Анастасия. Силами комсомольцев проводилась большая политическая работа в окружающих деревнях: читались лекции и доклады на политические темы.
Учащимися техникума было создано спортивное общество «Эллада». Члены общества имели нарукавный знак на спортивной форме, руководил спортивной работой Мельников Леонид. Команда «Эллада» принимала участие в спортивных соревнованиях в Белебее, Уфе и занимала призовые места.
По инициативе комсомольской ячейки из детей рабочих и служащих в 1924 году была создана первая пионерская организация. Одним из первых пионеров был Иванов Иван Игнатьевич, который в дальнейшем работал в техникуме, впоследствии долго жил в с. Ким.
Первый выпуск специалистов был в 1925 году, техникум окончило 25 человек. Все они прошли славный путь труда и борьбы. В 1965 году оставшиеся в живых 13 человек встретились снова в техникуме. Была трогательная и волнующая встреча двух поколений воспитанников техникума, комсомольцев 20-х и 60-х годов. Все участники встречи – ветераны производства, Великой Отечественной войны, удостоенные высоких правительственных наград. Выступали с воспоминаниями перед учащимися. Среди ветеранов была и первый секретарь комсомольской организации техникума Полякова Анастасия.
По инициативе учащихся, комсомольской организации и преподавателей в 1925 году техникуму было присвоено наименование Аксеновский сельскохозяйственный техникум имени «Ким», но постановления правительства не было. Это наименование сохранилось теперь за селом Ким.
С 1929 по 1941 год техникум был специализирован и готовил только зоотехников. За этот период было выпущено 260 зоотехников средней квалификации, среди них герои Советского Союза Евгений Петрович Чуров и Султан Хамитович Бикеев.

Техникум во время Великой Отечественной войны

В 1941 году, в связи с началом Великой Отечественной войны, техникум временно был закрыт и до 1943 года в нем разместился, эвакуированный из Москвы, детский дом № 4 имени М. Горького.
В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.
С 1943 года Аксеновский сельскохозяйственный техникум снова стал функционировать, но его профиль расширился: теперь стали готовить агрономов и зоотехников. Учебная и производственная база оставалась та же, которая была еще до образования техникума, то есть на уровне сельскохозяйственной школы, хотя контингент учащихся увеличился до 280 человек, то есть в 5 раз.
Условия работы в первые военные годы были связаны с большими трудностями, так как материально-техническая база была очень слабой.
Среди учащихся было много фронтовиков: Сальников В.А., Перепечай Н.А., Мурзабаев Н.А., Шангареев, Абдуллин, Алмаев и др. О высоком политическом сознании учащихся свидетельствует тот факт, что во время подписки на Государственный займ все учащиеся подписались на 2-3-х месячную стипендию, хотя кроме стипендии, никаких дополнительных средств не имели.
Еще до войны было заложено здание нового общежития, но строительство его в связи с Великой Отечественной войной было законсервировано и только в 1960 году введено в строй новое общежитие на 104 места.

Развитие техникума в послевоенное время

С 1959 года при техникуме открыто заочное отделение, которое готовило агрономов и зоотехников. С 1964 по 1969 годы при техникуме функционировало агрохимическое отделение, за этот период подготовлено и выпущено 55 агрохимиков.
В 1965 году построено новое здание учебного корпуса на 600 учащихся, водонапорная башня.
В 1966—1970 гг. было построено два общежития на 300 учащихся каждое, столовая на 100 мест, центральная котельная, 16-квартирный дом. Обустроен стадион площадью один гектар.
В 1970-е годы в стране обострилась нехватка квалифицированных кадров в сельском хозяйстве, нужны были профессионалы, знающие свое дело. Аксеновский сельскохозяйственный техникум начал готовить организаторов сельскохозяйственного производства: агрономов-организаторов и зоотехников-организаторов.
В 1971 году техникум начал подготовку по дополнительным рабочим профессиям, расширявших умения и способности студентов: к основному диплому выпускник получал еще несколько свидетельств об обучении профессии.
Начиная с 1989 года, в стране организуется экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации. Этот эксперимент привел к изменению классической структуры профессионального образования и возникновению различных типов образовательных учреждений, которые расширили профиль и уровень подготовки профессиональных кадров, а также стали предлагать другие образовательные услуги, не свойственные им ранее. Аксёновский техникум не остался в стороне от изменений и открыл подготовку по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» и подготовил более двух тысяч специалистов.
В процессе преобразований системы профессионального образования техникумом открыты еще шесть специальностей: «Пчеловодство» в 1991 г., «Менеджмент» — в 1997-м, «Правоведение» — в 1998-м, «Ветеринария» — в 2000-м, «Земельно-имущественные отношения» — в 2007-м, «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» — в 2009-м.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2014 года № 1417-р Аксёновский сельскохозяйственный техникум прошел слияние с профессиональным училищем № 111 села Раевский и получил нынешнее наименование — Аксёновский агропромышленный колледж.
После реорганизации Аксёновский агропромышленный колледж получил возможность обучать не только специальностям, но и профессиям: в копилку профессиональной подготовки добавились еще 3 профессии: «Повар, кондитер», «Сварщик» и «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Современное состояние

Сейчас Аксёновский агропромышленный колледж – профессиональная образовательная организация, которая обучает по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих.
Общий контингент студентов составляет 881 человек, в том числе по заочной форме обучения — 231 человек, в Раевском отделении обучаются 250 студентов. 
За годы своего существования Аксёновский агропромышленный колледж подготовил более 25 тысяч специалистов, в том числе по заочной форме обучения – более 6 тысяч. Трудоустройство выпускников составляет от 75 до 87% в зависимости от специальности.
Согласно лицензии поступивший в колледж студент имеет возможность обучиться по 9 направлениям специалистов среднего звена и рабочих и служащих по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих по очной и заочной форме:
Агрономия 
Ветеринария 
Земельно-имущественные отношения 
Пчеловодство 
Технология производства и переработки сельскохозяйственного производства 
Экономика и бухгалтерский учет, 
        а также по 3 направлениям квалифицированных рабочих и служащих: 
Повар, кондитер 
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки наплавки) 
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

Выпускники колледжа имеют возможность продолжить обучение в высших учебных заведениях, с рядом из них составлены двухсторонние договоры. На 2018 год подписаны совместные договоры с Башкирским ГАУ, Самарской ГСХА, Российским ГАУ-МСХА им. Тимирязева, Южно-Уральским ГАУ, Российским ГАЗУ – это вузы, в которые поступили выпускники и продолжают дальнейшей обучение по сокращенной программе. 


 
Рисунок. Фотография здания колледжа, 1959 г.