АКСЕНОВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ (1896-2018 гг.) - Более 120 лет стабильности, качество проверенное временем! Будущие управленцы, технологи и ученые – ЖДЕМ ВАС!!! Образование, полученное в АКСЕНОВСКОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ - надежный фундамент вашего успешного будущего!
Яндекс.Метрика
Новости ААПК
Веков связующая нить.....
Веков связующая нить…

    Так назывался Республиканский праздник башкирского паласа, который проходил в СКЦ Альшеевского района 30 марта 2012 г.
    На празднике активно выступали студенты техникума и преподаватели.
Фойе I и II этажей полностью были оформлены работами народных мастеров и умельцев - участников праздника. Наглядно выставлены ковроткаческие станки. Выделено место для детского творчества в целях пропаганды народных ремесел.
    На сцене установлена юрта в развернутом виде, оформленная паласами. Перед юртой установлены березы, под которой стоят улья, борть, атрибуты кумысоделия, рыболовные снасти, войлок, сценическое представление по вязанию шали и других промыслов башкир.
    Открыл праздник Кужахметов Галим  Нургалиевич. Главные мысли его краткого выступления следующие:

Хәйерле көн хөрмәтле иптәштәр, жюри ағзалары!
Здравствуйте, уважаемые гости!
    На протяжении многих веков ведущим хозяйственным занятием башкир было полукочевое скотоводство, которое давало мясо, шерсть, кожу. Шерсть была универсальным сырьем для изготовления войлока, без которых невозможно представить жизнь скотовода в условиях суровой степи. Сама жизнь заставляла башкир заниматься таким ремеслом.
    Войлок – наиболее распространенный вид готового продукта. Он служил и столом, и ковром, давал тепло, укрывал от непогоды. Им застилали пол, на нем работали, отдыхали, молились, принимали гостей. Войлок и сейчас сохранился во многих альшеевских семьях.
    В степи не обходилось без музыкального инструмента курая – традиционного духового инструмента. Сейчас, вы знаете, стилизованный «зонтик» курая изображен на гербе и на флаге Республики Башкортостан. Известно также, что изначально курай возник как степной пастушеский музыкальный инструмент.
    С переходом башкир на оседлый образ жизни курай не утратил своего значения и на всех официальных мероприятиях звучит мелодия курая.
    В древности из кожи изготавливали сосуды, посуду для хранения соли, шили из нее обувь, дорожные сумки, делали сбрую. Животноводство, как вы знаете, и сейчас является источником дохода крестьянина, которое обеспечивает население мясом, теплой обувью – валенками, шерстяными носками, кожей и кожаными предметами одежды.
Шали в этом смысле занимают особое положение. Альшеевский район является одним из производителей пуховых шалей. Получить качественную шаль – это целое искусство, где нужно учитывать породу коз, цвет пуха, возраст козы, длину и тонину пуха, прядильные свойства, крепость, свойство пуха пушиться и т. д. А все это зависит от кормления козы, от ухода за ней, от ее телосложения, от своевременности вычесывания пуха, и в конечном итоге – от хозяина.
Постепенно среди бытовой утвари стала преобладать посуда из дерева, особенно в лесных и лесостепных районах. Это батман, тәпән для хранения различных продуктов, hелкәүес – для очистки зерна и крупы от мусора, сосуды для хранения и перевозки меда. Изготавливалась такая посуда путем выдалбливания мягких пород дерева, куда относится обыкновенная деревянная ложка. Это ремесло сохранилось и по сей день в с. Шафраново Альшеевского района. Башкиры использовали в быту и берестяные изделия. Они предназначались для сбора и хранения ягод, лекарственных трав, сыпучих легких продуктов.
    Были и такие промыслы, как септә hуғыу, дуға бөгөү, сана эшләү, арба тәгәрмәсе эшләү, мөйәт үреү, kап hуғыу.
        На сегодняшний день в Альшеевском районе имеется большое количество пчелосемей и ежегодно собирается большое количество товарного меда. Пчеловоды успешно работают в личном подсобном хозяйстве, природные условия способствуют этому. Здесь представлены солоk, несколько инструментов и пчеловодческий инвентарь.
    Испокон веков рыба, живая речная рыба являлась одним из основных продуктов питания. Чего только не придумано для ловли рыбы: это морза, различные сети, нәрәтә, kармаk и т. д. Здесь мы представили долбленую лодку, предназначенную для одного рыбака и рыболовный инвентарь – шамбы, балыk kыуғыс.
     Таким образом, в основном башкиры использовали в быту и употребляли в пищу все природное и в этом смысле минцы, жильцы Альшеевского района не были исключением.
     Что касается сегодняшнего праздника, скажу, что паласы были произведениями искусства женского пола, они оставляли праздничное впечатление, вызывали радость. А башкирская девушка не выходила замуж, пока у нее не было паласа как приданого. Пусть современная молодежь сохранит и приумножит уникальные народные традиции.

    Выступление Галима Нургалиевича сопровождалось мелодией курая, демонстрацией предметов промысла, технологией их подготовки. Предметы промысла показывали студенты Побегус А., Побегус Н., Кашаева Г. и Фаткуллина Г.
    Праздник проводился в целях возрождения и сохранения народных традиций в области декоративно-прикладного искусства и повышения престижа мастеров паласного ткачества.
    На празднике присутствовали мастерицы из Давлекановского, Миякинского, Буздякского, Бижбулякского, Аургазинского, Гафурийского, Архангельского, Стерлибашевского, Кармаскалинского, Учалинского и Альшеевского районов.
Приветствовали  участников фестиваля глава Администрации Муниципального района Альшеевский  район Мустафин Д. Р.,  Ахмадиева А. Д. – заместитель заведующего отделом по реализации национальной политики и взаимодействия с общественными институтами Управления общественно политического развития Администрации Президента РБ, Давлетова К. Ж. – и. о. министра культуры и другие.
    В конце мастерицы демонстрировали свои изделия, провели мастер-класс в зеркальном зале, где были установлены 5 станков.
    Праздник произвел неизгладимое впечатление как на участников, так и на зрителей. Каждый участник узнал значение узора  используемого в паласах, значение цветов, цветовой гаммы. Праздник стал не только демонстрацией богатейших орнаментально-колористических достоинств башкирского паласного ткачества, но и наглядным методическим пособием для молодого поколения.