АКСЕНОВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ (1896-2016 гг.) - 120 лет стабильности, качество проверенное временем! Будущие управленцы, технологи и ученые – ЖДЕМ ВАС!!! Образование, полученное в АКСЕНОВСКОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ - надежный фундамент вашего успешного будущего!
Яндекс.Метрика
в Республиканском конкурсе чтецов среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, посвященный Году экологии в Российской Федерации и Республике Башкортостан,
грамотой в номинации "Разговорный жанр" наградили студентку группы Т-18 Сенькевич Наталья, педагог Гузалия Римзовна
 
Аксеновский агропромышленный колледж принял участие в Международной олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского, который проводился в Туймазинском индустриальном колледже.
  
История
  Аксеновский сельскохозяйственный техникум                                                                                                                         
 
   





























Это одно из старейших учебных заведений не только Республики Башкортостан, но и всей России.
    Рассмотрим историю становления и развития российской системы профессионального образования с 1700 по 2001 гг.
    Систематическое профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ.
    Появление профессионального образования в современном его понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне Петр I предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путем создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. Заслугой Петра I является создание сети светских и духовных школ, как в столице, так и в провинции. Петровское понимание назначения государственной службы было изложено в Табели о рангах: «Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, также служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем, для знатной их породы или их отцов знатных чинов, в публичной ассамблеи, где двор находится, свободный доступ перед другими нижнего чина, и охотно желаем видеть, чтоб они от других всяких случаях по достоинству отличались; однако мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат». Однако в отличие от разночинцев не многие дворяне поступали в учебные заведения добровольно.
Основание земской низшей сельскохозяйственной школы
    В процессе проведения буржуазных реформ в России в 60-80-е годы XIX века было создано Уфимское губернское земство. В 1896 году на средства Уфимского земства была основана Аксеновская земская сельскохозяйственная школа. Для школы была выделена земля около 500 десятин, из них пахотной земли 50 га. При школе были животноводческие помещения, механическая и плотническая мастерские, кузница, пасека, помещение для обработки молока, сохранившиеся до наших дней.
    Учебный корпус, рассчитанный на контингент в 60 человек, размещался в деревянном двух этажном здании. На верхнем этаже находились 6 кабинетов, нижний служил для спальных комнат учащихся и небольшого актового зала. На территории школы были: столовая, фельдшерский пункт и больница (стационар на 4 койки)
    В школу принимались грамотные мальчики разных национальностей, всех сословий, владеющих русским языком. Обучение было бесплатным за счет земства. Срок обучения 6 лет: 2 года в подготовительных классах,. 4 – в основных. После окончания школы выдавался аттестат, который давал право работать в качестве агронома на всей территории России.
    Первым управляющим был И.М. Вихров, примерно до 1902 года.
    Первыми преподавателями были Г.Л. Фиалковский и А.К. Сухацкий. Главным секретарем был К. Казанский. Попечитель школы – Жуковский.
    Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX – начале XX вв. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного машинного производства. В конце XIX в. в России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 – 1915 учебном году в России имелось 17 сельскохозяйственных училищ, одной из которых была Аксеновская сельскохозяйственная школа.

   Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в России до революции. На протяжении XIX века происходит преобразование государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное для «воспитания юношества и распространения наук» и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией художеств, типографией и цензурой.
    В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. В управлении образованием наблюдались две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.
    После революции в России среднее профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР.
    В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В этот период были разработаны стабильные учебные планы.
Создание Аксеновского сельскохозяйственного техникума
   После окончания Гражданской войны на территории России перед Советским правительством встал вопрос о подготовке специалистов сельского хозяйства среднего звена и в 1920 году Аксеновская сельскохозяйственная школа была преобразована в сельскохозяйственный техникум.
    В техникум принималась молодежь с соответствующим образованием. Техникум сначала готовил техников по сельскому хозяйству средней квалификации.
    С 1920 по 1929 год техникум выпустил 225 техников по сельскому хозяйству. Особенно большую роль играли учащиеся первого набора. В этот период была создана ячейка РКСМ, охватывающая всех учащихся. Первым секретарем ячейки РКСМ была Полякова Анастасия. Силами комсомольцев проводилась большая политическая работа в окружающих деревнях: читались лекции и доклады на политические темы.
    Учащимися техникума было создано спортивное общество «Эллада». Члены общества имели нарукавный знак на спортивной форме, руководил спортивной работой Мельников Леонид. Команда «Эллада» принимала участие в спортивных соревнованиях в Белебее, Уфе и занимала ведущее место.
    По инициативе комсомольской ячейки из детей рабочих и служащих была создана первая пионерская организация в 1924 году. Одним из первых пионеров был Иванов Иван Игнатьевич, он работал в техникуме, жил долго в п. Киме.
    Первый выпуск специалистов был в 1925 году, техникум окончило 25 человек. Все они прошли славный путь труда и борьбы. В 1965 году оставшиеся в живых 13 человек встретились снова в техникуме. Была трогательная и волнующая встреча двух поколений воспитанников техникума, комсомольцев 20-х и 60-х годов. Все участники встречи – ветераны производства, Великой Отечественной войны, удостоенные высокой правительственной награды. Выступали с воспоминаниями перед учащимися. Среди ветеранов была и первый секретарь комсомольской организации техникума, Полякова Анастасия.
    По инициативе учащихся, комсомольской организации и преподавателей в 1925 году техникуму было присвоено наименование Аксеновский сельскохозяйственный техникум имени «Ким», но постановления правительства не было. Это наименование сохранилось теперь за поселком Ким.
    С 1929 по 1941 год техникум был специализирован и готовил только зоотехников. За этот период было выпущено 260 зоотехников средней квалификации, среди них герой Советского Союза Султан Хамитович Бикеев
    С.Х. Бикеев родился 25 декабря 1916 года в с. Абдрашит Альшеевского района в крестьянской семье.
    Закончив семилетнюю школу, С.Х. Бикеев поступил в Аксеновский с/х техникум. Был принят в ряды ВЛКСМ, избран комсоргом группы, принимал активное участие в спортивной жизни техникума, заведовал молочным заводом учебно-производственного хозяйства.
    В 30-е годы, когда страна жила тревожно. С.Х. Бикеев был призван в ряды Красной Армии. Закончив полковую школу получил звание заместителя политрука части.
  






























В январе 1940 года С.Х. Бикеев вступил в бой в должности политрука 5-го взвода 107-го отдельного добровольческого лыжного батальона 8-й Армии финского фронта. После ранения и госпиталя служил в бронетанковых частях Киевского военного округа.
  
 В сентябре 1943 года направлен на должность заместителя командира танкового батальона 1-го корпуса 37-й армии степного фронта. Участвовал в форсировании Днепра. Этот факт сыграл важную роль в его жизни: Указом Президента Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года С.Х. Бикееву присвоено звание Героя Советского Союза.
    Продолжал службу до 1961 года и вышел в отставку в звании полковника. Посвятил мирную деятельную жизнь работе в типографии № 1 г. Уфы, занимался кипучей общественной работой. Все годы поддерживал тесную связь с Аксеновским сельскохозяйственным техникумом. 8 октября 2006 года после тяжелой болезни скончался.
Военные годы техникума
    В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилось, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.
    В 1941 году, в связи с началом Великой Отечественной войны, техникум временно был закрыт и в нем разместился, эвакуированный из Москвы, детский дом № 4 имени М. Горького до 1943 года.
    С 1943 года Аксеновский сельскохозяйственный техникум снова стал функционировать, но его профиль расширился: теперь стали готовить агрономов и зоотехников. Учебная и производственная база оставалась та же, которая была еще до образования техникума, то есть на уровне сельскохозяйственной школы, хотя контингент учащихся увеличился до 280 человек, то есть в 5 раз.
    Условия работы в первые военные годы были связаны с большими трудностями, так как материально-техническая база была очень слабой.
    Среди учащихся было много фронтовиков: Сальников В.А., Перепечай Н.А., Мурзабаев Н.А., Шангареев, Абдуллин, Алмаев и др. О высоком политическом сознании учащихся свидетельствует тот факт, что во время подписки на Государственный заем все учащиеся подписались на 2-3-х месячную стипендию, хотя кроме стипендии, никаких дополнительных средств не имели.
    Еще до войны было заложено здание нового общежития, но строительство его в связи стр. Великой Отечественной войной было законсервировано и только в 1960 году новое общежитие на 104 места было введено в строй.
    С 1959 года при техникуме открыто заочное отделение, которое готовило агрономов и зоотехников. С 1964 по 1969 годы при техникуме функционировало агрохимическое отделение, за этот период подготовлено и выпущено 55 агрохимиков.
    В 1960 году построено общежитие на 104 места, в 1965 году построено новое здание учебного корпуса на 600 учащихся, водонапорная башня.
    1966-1970 гг. – построено общежитие на 300 учащихся, столовая на 100 мест, центральная котельная, 16 квартирный дом, второе общежитие на 300 мест.
    Построен стадион площадью один гектар.
Новая история техникума
    За годы советской власти в нашей стране сложилась и функционировала определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систему входили: профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты и университеты.
    Начиная с 1989 года в стране организуется экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации в высших профессиональных училищах (ВПУ), которые отличает широта профиля подготовки, формирование знаний и умений по современным информационным технологиям, по коммерческим дисциплинам и т. д. Этот эксперимент привел к изменению классической структуры профессионального образования и возникновению различных типов образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, университеты, академии, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др., которые расширили профиль и уровень подготовки профессиональных кадров, а также стали предлагать другие образовательные услуги, не свойственные им ранее.
    Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политике государства. Новая система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни.
    В настоящее время в России функционирует 2812 средних профессиональных учебных заведений, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена более чем по 280 специальностям. Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях, составляет 2147 тысяч человек.
    Система среднего профессионального образования включает две составляющие: профессиональное образование и дополнительное образование.
    В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях.
    Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стабилизация и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с формирующимся рыночном окружением.
    Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков.
    Реализуется оно по двум основным образовательным программам – базового уровня и повышенного уровня.
    Более 100 лет техникум является не только очагом образовательной деятельности, но и градообразующим. Если в недавнем прошлом в 1970-1990 гг. в п. Ким кроме Аксеновского техникума еще существовали другие организации, такие как ПМК 9, районное потребительское общество, то начиная с 1990 года кроме техникума в поселке других функционирующих организаций не осталось.
    Техникум – он и рождает и хоронит, оказывает услуги по коммунальному обслуживанию, электрификации, благоустройству, сохранению правопорядка и оказывает непосредственную помощь по многим и многим вопросам, возникающим каждый год, каждый день, каждый час.

Статья в газете «Альшеевские вести» 19 октября 1996 года.

ОНИ СОЗДАЛИ СЛАВУ  АСХТ

         В эти октябрьские дни Аксеновский сельскохозяйственный техникум, расположенный в одном из живописных уголков Башкортостана, отмечает свой юбилей. Память непроизвольно возвращает меня в прошлое. Годы, годы и годы, как вместить все это в газетные строки, а хотелось бы вспомнить многое, назвать тех, кто своей высокой образованностью, признанием, чуткостью, любовью к своим воспитанникам создавал славу и широкую известность техникуму.     
              Я родилась в поселке Ким, воспитывалась в семье педагогов. Мои родители закончили институты в г. Омске, были направлены на работу в Башкирию и, таким образом, в 1936 г. приступили к работе в техникуме. Отец, Асмолов Георгий Павлович, работал до войны заведующим учебной частью, после войны директором техникума, мать, Анисья Никифоровна, преподавателем химии. Всю свою жизнь они отдали техникуму. Здесь же, на этой земле,  похоронены.
      Мои первые осознанные  воспоминания связаны с послевоенными годами. Отчетливо помню   возвращение отца: капитан,   политрук,  с тяжелым   ранением   в голову.  Вместе с ним возвращались   преподаватели   Файза   Галлулилович   Галиуллин,  бессменно   завуч техникума, Вениамин Георгиевич   Полумордвинов- преподаватель животноводства , Георгий   Григорьевич   Николаев  - преподаватель агрономии,   Вениамин Вениаминович Посохин- прекрасный     педагог литературы и русского языка,      впоследствии заслуженный учитель РСФСР,  работники учхоза - оба водителя  Иван Петрович Яковлев, Николай Иванович Чураков, студенты-фронтовики, не  успевшие закончить  техникум. Жизнь   в   техникуме закипела,   мы   вздохнули   свободнее.
    В 40—50-ые годы основной   контингент студентов   составляли совсем юные  мальчики и девочки   (прием на базе 7 кл.)  из самых глухих    сел и      деревень близлежащих  районов. Они,   естественно,     не могли  неделями,  а  то и   месяцами     уезжать домой, так как  основной транспорт был конный, или, в худшем   случае, могли   надеяться     на собственные ноги.  Вся ответственность         за судьбу этих детей, впервые оторванных от дома  , а   многие   из   них осиротевшие,     ложилась на  плечи  педагогов,   обслуживающего персонала.  
    Вот   тут и сыграли главную роль, роль не только   педагогов,     но и   матерей, женщины:     Нина   Васильевна      Васильева, Анисья   Никифоровна Асмолова,   Анна   Ивановна Посохина, Зинаида   Гарифовна   Галиуллина (библиотекарь), Вера, Михайловна Пакунова, Анастасия Ивановна (тетя Настя -    повар), работницы учхоза Галина Алексееевна Пастухова, Анисья Тимофеевна Королева и многие другие,    Все они теплом и заботой, искренней любовью окружили своих питомцев.
Да, трудна      судьба    педагогов,  но зато, когда ты  уже   не   у дел,     есть   что   вспомнить и хорошее,   и   курьезное.      Вот и сейчас     перед моими глазами встают    уже мои воспитанники, их много, но я их всех    помню, со многими чаще   видишься, с другими реже, но  я твердо  знаю,  они меня помнят,   так же, как   я их. 
Вот это и есть благодарность за наш нелегкий,  но   благородный труд. В день    пожилых людей меня навестил   Салават   Фатхлисламов,   мой воспитанник,        выпускник 1977   г.,   закончил   военно-политическую академию, уже в   звании подполковника,   а   для    меня  он все тот же    мальчик, милый, добрый.   
            Не беда, что не      все наши воспитанники остались верными  своей профессии, судьба складывается по- разному, главное, что они становятся настоящими людьми. А для этого в нашем   техникуме   всегда  хватало профессиональных педагогов и воспитателей.  Я вспоминаю их  с уважением и благодарностью: В.В. Посохин, Н.Ф. Мищенко, В.М. Киреев, Н.М. Киреева, Е.Д.Тимофеев. Некоторых  названных мною уже нет в живых. Техникум их проводил в последний путь (супруги Асмоловы, Галиулллин Ф.Г., Посохин В.В., Побегус Е.Д.). Но с глубоким уважением чтут их память. Это одна из добрых традиций техникума.  Да, время бежит, ни на секунду не замедляет свой бег, его остановить не под силу нам, меняются люди, изменяется в лучшую сторону и внешний облик нашего посёлка Ким, но всё также над ним сверкает  голубое   небо,  шумят вековечные сосны, журчат ручьи, звенят молодые голоса.
           Я обращаюсь от имени всех, кто знает и любит тебя, техникум, всех, кто помнит о тебе: живи, наш Ким, и вечно оставайся   молодым!
    Желаю больших творческих успехов   новому руководству техникума,  всему  педагогическому,   студенческому  коллективу,  персоналу   больших   творческих  успехов,   крепкого          здоровья, счастья, бла¬гополучия   во   всем.   
        Пусть жизнь ваша будет, как   чистый   родник, который  в  цветущей природе возник, пускай в вашей жизни горит огонёк, чтоб вспыхнуть в сердцах ваших смог!
В 1920 г. после окончания гражданской войны школа была преобразована в Аксеновский сельскохозяйственный техникум. Первый выпуск специалистов сельского хозяйства средней квалификации был в 1925 году техникум в этом году окончило 25 человек.
В 1990 году техникум отмечает 70 летие (от 1920г)., Фотографии тех лет:   главный учебный корпус, общежития

коллектив (преподаватели техникума)

Анисимов Георгий Леонтьевич. Работает в техникума с 1977 года. В 1990 году избран директором техникума, по образованию Ученый агроном, имеет большой стаж практической и педагогической работы. В 1977г. окончил педагогический факультет Московской  сельскохозяйственной  Академии имени К.А. Тимерязева


Дунин Анатолий Петрович, Дунина Татьяна Александровна

Ильин Иван Петрович, заместитель директора по производственному обучению. Работает в техникуме с 1969г. преподавателем механизации, заведующий кабинетом, председатель цикловой комиссии. В 1988г. назначен заместителем директора по производственному обучению. По специальности инженер-механик.
Ильина Галина Самуилловна

Антонова Галина Сергеевна - выпускница Аксеновского с.х. техникума. Заведующая отделением. Работает в техникуме с  1979г. в качестве преподавателя, зоотехника учебного хозяйства. В 1977 г. назначается  заведующей зоотехнического отделения. По специальности- зоотехник.
Антонов Федор Кузьмич
 
Побегус Евгений Дмитриевич -заведующий заочным отделением. Работает в техникуме с  1966г. в качестве преподавателя общественных дисциплин.
С 1973г. по 1984г. работал директором техникума.
С 1988г. назначается зав. заочного отделения. Побегус Галина Александровна - заведующая библиотекой техникума с 1966г.

 
Саниев Сулпан Султанович - руководитель физического воспитания.
Работает в техникуме с 1978г., выпускник Аксеновского  с.х. техникума 1976г.
По специальности преподаватель, тренер по лыжному спорту.

Кужахметов Галим Нургалиевич, Кужахметова Асма Ахметовна


Гильманов Рафис Идрисович

Шарафулин Фарит Ахатович - выпускник Аксеновского с.х. техникума 1976г.
Руководитель допризывной подготовки. Работает в техникуме с 1978г.


Раменская  Пелагея Петровна.
Методист  заочного отделения по специальности математик.
В техникуме работает с 1973г. преподавателем математики.  В 1975г. назначается методистом заочного отделения.





Нагимова Флюра Губаевна - диспетчер. Работает в техникуме с 1980г. в качестве преподавателя литературы и русского языка. В 1990г. назначена диспетчером. Нагимов Морис Талгатович


Преподаватели цикловых комиссий:
Хайруллина Рауфа Гизитдиновна, Манаева Ольга Петровна


Терновский Алексей Алексеевич


Галиев Рашит Ниязбекович - председатель профкома. Работает в техникуме  с 1975г. в качестве преподавателя инженерных дисциплин.  В 1989г. избирается председателем профкома. В 1987г. закончил пед факультет украинской с.х. академии.


Васюра Светлана Георгиевна
 выпускница Аксеновского с.х. техникума 1958г. Работает в техникуме с 1969 г. преподавателем, председатель методического объединения классных руководителей, заведующая педагогическим кабинетом. В 1988г. заместитель директора по воспитательной работе.



Идрисов Камиль Закирович, Никоноров Михаил Вениаминович


Зарипов Халил Нилович


Самигуллина  Сания Зайнулловна,


Зырянов Владимир Николаевич

Курбанова Лира Минигарифовна

Иванова Роза Константиновна


Савельева Маргарита Митрафановна, Султанова Мунира Махмутовна


Шайхутдинова Залия Ахметовна

Миренкова Роза Хакимьяновна, Миренков Константин Романович

Минибаева Магира Ахметовна, Шакирьянова Роза Гадеевна,